Декоративная отделка вышитой работы: обводка, бэкстич, французские узелки, бисер

Далеко не все схемы для вышивки являются простыми по технике исполнения: большинство современных производителей предусматривает сочетание разных техник и даже направлений вышивки, которые позволяют получить более выразительное и эстетически завершенное произведение. Ведь для того, чтобы полностью раскрыть образ, создать уникальный шедевр иногда необходимо выделить отдельные детали, подчеркнуть целые области и фрагменты, придать изображению рельефность при помощи объемного декора.

Декоративная отделка вышивки крестом выполняется после завершения работы, когда каждый стежок и крестик уже перенесен на полотно.

Условно все виды декоративной отделки можно поделить на две группы — обводку, которая предполагает создание при помощи специальных швов контура вокруг отдельных зон вышивки и объемное декорирование, к которому принадлежат французские узелки, украшение работы бисером, пайетками или стеклярусом.

О необходимости применения дополнительных техник, о сложности работы в обязательном порядке должно говориться в инструкции к схеме или набору и, как правило, такая информация подается с иллюстрацией, которая демонстрирует, как выполнить тот или иной вид декоративных работ.

Как выполняется контурная обводка

Выделение, очерчивание внешнего контура или линий внутри вышитого изображения — главная функция обводки. Фактически она является графической линией, контуром, который подчеркивает рисунок.

Выполняют обводку всегда острыми иглами, которые позволяют прокалывать канву без нарушения структуры ткани. Ее делают тем же типом ниток, что и основную вышивку, за исключением обводки, которую выполняют металлизированной нитью. А вот во сколько нитей в толщину она должна выполняться, каким должен быть ее цвет (номер нити), может рассказать только ключ к схеме, по которой вы выполняете работу.

Виды швов для выполнения обводки

Есть четыре основных шва, которые применяются для выполнения контура на вышивке крестиком:

  1. Шов «назад иголку», всем рукодельницам известный как бэкстич (backstitch), внешне очень похожий на машинную строчку. Его выполняют справа налево, выводя иглу на расстоянии стежка от предыдущего и завершая «шаг», возвращаясь к нему. Его можно выполнять как двигаясь пошагово, так и намечая сначала пунктиром всю длину линии, а затем, закрывая «пробелы», возвращаясь к исходной точке, если вы заботитесь об идеальной изнанке.
  2. Прямой стежок, или шов «straightstitch» (стрэйтстич) выполняют одним стежком на протяжении всей линии, как бы прокладывая нить по лицевой стороне и закрепляя ее на изнаночной. С помощью этого шва создается имитация штрихов, но если линии слишком длинные, он может испортить всю работу (длина стежка не должна превышать 3 сантиметров).
  3. Стебельчатый шов также выполняется в технике «назад иголку», но при этом двигаются слева направо, накладывая каждый последующий «шаг» на половинку предыдущего (игла выводится не в конце предыдущего стежка, а над его серединкой).
  4. Простой строчечный шов, выполняемый по контурам клеток ткани (сторон крестика): стежки плотно прилегают друг другу, выполняются как в технике «назад иголку», так и в технике «вперед иголку», при этом двигаются справа налево, выполняя стежок на всю ширину клетки, а игла вводиться и выводиться в тех же точках, что и стежки крестика, таким образом как бы обозначая грани клеточек ткани. Если первые три шва призваны создать плавную, закругленную линию и ровный контур, то этот шов подчеркивает деление работы на отдельные клеточки.

Кроме того, для украшения вышивки также используют шов-цепочку (ряд петель, выходящих из основания друг друга), шов-колосок (кроме линии средних стежков, он состоит из симметричных боковых стежков по диагонали, образующих «елочку» по бокам), технику колосковой глади (раздвоенный колосок, состоящий из попарных петель, расположенных друг над другом) и т.п.

Французские узелки

Самым популярным объемным элементом декорирования вышивки крестом являются, безусловно, французские узелки — выпуклые точки, которые придают рельефность и выразительность всей работе, создают эффект «живой» текстуры.

Чаще всего французскими узелками усиливают эффектность таких деталей, как тычинки цветков, крапинки окраса, глаза, снежинки и т.д. Это своеобразная бисеринка из нитки, сложная розочка, на самом деле представляющая собой совсем несложный в исполнении, но очень маленький стежок.

Чтобы его создать, нужно закрепить нить на изнанке, вывести на лицо, и, держа иглу параллельно ткани и натянув нить рукой и сделать несколько витков вокруг острия иглы у самого основания нити (двигайтесь от себя). Аккуратно придерживая витки пальцами, проденьте иглу через канву рядом с местом выхода нити на поверхность и аккуратно затяните «узелок».

Вышивка бисером

Для придания объема, а иногда и роскошного блеска работе можно совместить и технику вышивки крестом с другим популярным направлением — вышивкой бисером. Одиночные бисеринки, играющие роль более броских французских узелков или целые фрагменты, выделенные бисерными рядами, позволяют получить работу, декорированную в смешанной технике.

Для закрепления бисера на ткани желательно использовать тонкую нить нейтрального цвета (или прозрачную), а также запастись специальными иголками для работы с бисером. Одиночные бисеринки нужно закреплять крестиком, сначала выполняя стежок-полукрест через бисеринку по одной из диагоналей клеточки ткани, а затем закрепляя верхним стежком, как бы закрывающим крест под бисером (но не проходя через него). Если речь идет о фрагменте, заполненном бисером, то достаточно пришивания полукрестиками, одним стежком.

Кроме бисера, для эффектных штрихов можно использовать укороченный, стандартный или удлиненный стеклярус граненной или закругленной формы, а также круглые тонкие фигурные пластинки, как правило, отличающиеся особым блеском — пайетки.