Соблюдаем баланс между удовольствием от вышивания и стремлением к совершенству

Качество вышитой крестиком работы определяется ее изнанкой. Это распространенное заблуждение, а точнее, предубеждение сегодня является общепризнанным в среде мастеров и любителей. Мы берем на себя смелость утверждать, что качество вышивки зависит совсем от других параметров — эстетической ценности самой работы, ее видимой стороны и удовольствия, которое она вам принесла.

Ведь даже если вы постигли сложное и премудрое искусство «правильного» вышивания, в результате которого обратная сторона состоит исключительно из вертикальных стежков-столбиков, но вся работа для вас превратилась в рутину — какой тогда в ней смысл? И далеко не всегда трудоемкая и отнимающая время техника оправдана и с точки зрения результата. Попробуем вместе разобраться, есть ли в вышивке крестиком вообще такое понятие, как «правильность» работы и как найти свой собственный идеал.

Вышивка крестом — один из самых популярных видов творчества, несмотря на то, что с чисто технологической точки зрения она слепо привязана и к технике исполнения, и к схеме. Если другие виды вышивки иногда предусматривают возможность для импровизации и даже некоторую свободу, то вышивка крестиком — это занятие, изначально предполагающие определенную системность, следование четко выверенной схеме.

Именно в упорядоченности лежат психотерапевтические «таланты» этого вида рукоделия, позволяющего снять напряжение и привести в порядок свой внутренний мир и состояния, избавиться от напряжения, усталости, тревоги. Но это вовсе не значит, что в вышивке крестом нет места фантазии и удовольствию — подобно творцу целого мира, вы шаг за шагом, стежок за стежком создаете собственную неповторимую вселенную — иногда маленькую, а иногда и большую, закладывая в нее эмоции, образы, чувства и желания.

Именно удовольствие от процесса — главный критерий того, правильно или неправильно вы вышиваете. Если соблюдения каких-то строгих норм для вас в тягость — отбросьте их и ищите свой собственный, оригинальный путь. Конечно, есть некоторые незыблемые азы, которые нарушать нельзя категорически, но есть и требования, которые при сегодняшнем темпе жизни кажутся скорее абсурдными, ведь их соблюдение отнимет слишком много очарования у самого процесса.

Идеальный результат

Что же считают идеальным результатом? Это работа, соответствующая схеме и задумке, полностью воссоздающая образ, доставляющая эстетическое удовольствие, с равномерным распределением нити без перетягивания и перекашивания, в которой все крестики «смотрят» в одну сторону, все концы ниток спрятаны и закреплены.

Перфекционисты обязательно добавят, что это еще и работа с идеальной изнанкой — той самой, в которой только вертикальные столбики. Только чтобы получить такую изнанку, за ней нужно всегда следить и именно на нее ориентироваться, не допуская длинных стежков и протяжек и фактически относясь к каждой группе крестиков как с к скоплению геометрических фигур, которые нужно разбить на стежки так, чтобы каждый шаг оставлял после себя только вертикальный след на обратной стороне.

Обязательным условием такая изнанка считается только для изделий, в которых задняя сторона не скрыта под рамами и не закреплена — для скатертей, салфеток, полотенец, изделий из пластиковой канвы, бордюров и т.д.

Как получить идеальную изнанку

Чтобы получить идеальную изнанку, нужно прежде всего ориентироваться на расположение крестиков и линий, условно заменив восприятие двух наложенных друг на друга крестиков стежков на вертикали, к которым мы стремимся.

Если речь идет о ровном массиве крестиков — скажем, прямоугольнике или квадрате, то его выполнить «правильно» очень легко: нужно всего лишь прости все крестики ряд за рядом сначала полукрестом, а затем вернуться в исходную точку, закрыв крестики, то есть применить обычный датский метод. Чтобы уменьшить или увеличить количество крестиков в следующем ряду, двигаются также порядно полукрестами, завершая один крайний крестик и поднимаясь в следующий ряд, а затем закрывая оставшиеся полукресты в обратном направлении.

Намного сложнее получить такую, изнанку, если речь идет о диагонали из крестиков: для идеально изнанки нужно также пройти полукрестиками весь ряд, но чередуя верхний и нижний стежок, а затем вернуться, накладывая верхний полукрест или подводя иглу под уже проложенный верхний стежок для завершения ряда диагонали.

Двойную диагональ выполняют по-другому: вышив два нижних стежка первого ряда, по точке, из которой выходит иголка, выполняют следующий верхний или нижний стежок верхнего ряда или закрывают крестик существующего.

Нужно ли стремится к идеальной изнанке?

Техника «идеальной изнанки» на самом деле не так уж сложна, она не требует супер усилий, подходит не только для маленьких работ, но при этом отнимает добрую долю очарования от вышивки крестом. Если вам кажется, что это показатель мастерства, именно к совершенному порядку стремится ваша душа — мы только приветствуем ваше стремление к совершенству.

Но такой подход далеко не для всех, ведь ориентироваться в своей работе на сторону, которую никто и не увидит, смогут только очень собранные, целеустремленные и крайне усидчивые люди, то есть люди определенного склада характера.

А что же делать остальным, импульсивным и энергичным, порывистым и спонтанным? Не ломать же себя и не отказываться от удовольствия любимой вышивки в погоне за ровными рядами…

Кроме того, далеко не всем мастерицам, особенно предпочитающим не стандартный метод, во время которого работу заполняют полными крестами, а датский, когда двигаются сначала полукрестами в одном направлении, а закрывают крест уже при возвращении: чтобы получить столбики с обратной стороны, нужно будет иногда первым вышивать верхний стежок и подводить под него иголку, что далеко не всегда доставляет то де удовольствие, что привычное «закрывание».

Да и сложные, включающие более 10 оттенков ниток, разбитые не на крупные фрагменты одним цветом, а на сложные переходы схемы или вовсе предполагающие невышитые фрагменты «голой» канвы трудно вышивать, не следуя логике и своему удобству, а стремясь к правильности стежков: оставляя, пропуская крестики для получения более ровных стежков сзади, можно и вовсе запутаться в счете и сбиться с рисунка.

И наконец еще один аспект: если вы комбинируете вышивку крестом с другими техниками, даже с простейшим стебельным швом, элементарной обводкой или несколькими акцентами из вышивки бисером, то вся ваша идиллия нарушится во время украшения работы, поэтому заранее подумайте, стоит ли тратить время на щепетильное высчитывание крестиков.

Поэтому забудьте о любых рекомендациях и вышивайте так, чтобы получать от процесса только удовольствие: вы, и только вы являетесь критерием того, нужно или нет вам создавать работы с идеальной изнанкой!

  1. Елена

    Спасибо вам большое за статью!
    Это то, что мне было нужно — слова поддержки :)