Учимся разбираться в схемах для вышивки крестом

Вышивка крестиком начинается с вашего желания, но конечно, на практике основой основ столь любимого многими хобби является схема. И именно обилие и сложность многих схем часто отпугивает начинающих, которым все эти символы, условные знаки и столбики цифр кажутся каким-то диковинным языком.

Еще более усложняет эту задачу привычная практика, когда схемы для нашего рынка не адаптируются и продаются «как есть», с сопровождающими пояснениями в лучшем случае на английском, а иногда и французском, португальском, немецком языках. Как же тут не испугаться, когда толком и не поймешь, с чего все начать и что для схемы понадобится! На самом деле, все схемы для вышивки крестиком примитивны, и если забыть о панике и стремлении к точным инструкциям вы без проблем в них разберетесь даже не понимая, о чем идет речь в тексте. Попробуем разобраться в схемах для вышивки вместе.

Все схемы для вышивки имеют отличительные особенности: у каждого производителя, каждого мастера по составлению свой стиль и свой неповторимый способ пояснить схему вышивальщице, но это вовсе не значит, что все они и по сути являются разными. Ведь принцип построения и собственно сущность схемы всегда одинакова — это схематическое изображение каждого символа и стежка будущей вышивки, следуя которому на ткани вы получите вышитую картину или мотив.

Схема демонстрирует количество квадратиков и оттенки ниток, из которых состоит вышивка. Но вот по нагрузке на зрение, по сложности восприятия, легкости в работе схемы действительно разные. Для начала разберемся с основными видами схем, а потом попробуем выяснить, на какие дополнительные параметры нужно обратить внимание.

Какие бывают схемы

В вышивке крестиком есть три базовых вида схем — цветные, цветные с символами и черно-белые (символьные). Все они отличаются способом кодирования номеров ниток, но разбиты на сетке из ячеек-квадратов, каждый из которых отвечает одному крестику на ткани. Для удобства схемы разделены обычно более жирными линиями на фрагменты-шахматки 10 на 10 крестиков.

Чем мельче схема, тем труднее в ней разобраться, ведь символы и ячейки маленького размера тяжелее считать и различать. Для работы с масштабированными, уменьшенными схемами используйте увеличительное стекло.

Цветная схема

Цветная схема — это схематическое изображение, состоящее из окрашенных в разные, максимально близкие к цвету ниток тона квадратиков, которые визуально выглядят как мозаика.

Несмотря на то, что она считается наиболее близкой к готовой работе и удобной, у цветной схемы есть множество недостатков, главнейший из которых — значительная нагрузка на зрение при работе. Работа с мелкими фрагментами похожих цветов, а тем более в искусственном освещении, требует значительного напряжения, да и ошибиться при изменившимся освещении легко.

Комбинированная схема

В комбинированной схеме, или цветной с символами, присутствуют и цветные квадратики, и символы, которые помогают различить нюансы цвета и близкие по окрасу тона. Это облегчает работу со схемами, в которых использованы очень похожие цвета и оттенки, «подсказки» в виде знаков помогают различить крестики каждого отдельного цвета.

По сравнению с простыми цветными «квадратиками» схема, в которой кроме цветных блоков присутствуют и символы-подсказки намного более эргономична с визуальной точки зрения, она не требует такой же концентрации внимания и напряжения зрительного нерва.

Черно-белая схема

Черно-белая схема представляет собой набор символов: здесь каждый цвет представлен условным обозначением, которые отличаются друг от друга. Один символ обозначает один стежок (крестик или полукрестик) одного цвета и, как и в случае с цветным квадратиком, он указывает на расположение будущего стежка на ткани. Это наиболее «безопасные» для зрения схемы, которые позволяют свести нагрузку к минимуму.

Многим такая схема кажется непонятной, но на самом деле она ничем не отличается от цветных квадратиков. Один символ — один крестик нитками того цвета, которым он соответствует в ключе.

Например, один горизонтальный ряд крестиков в схеме обозначен как череда символов «ааа222222222ооооооо++++». Это значит, что на схеме вы должны вышить подряд в ряд три крестика нитками цвета «а», 9 крестиков нитками цвета «2», 7 крестиков нитками цвета «о» и завершить ряд 4 крестиками цвета под знаком «+».

Ключ к схеме

Каждая схема сопровождается ключом — перечнем ниток, которые понадобятся для изготовления работы и их условного обозначения на схеме. Обычно в ключе указывают номер нитки в одной или нескольких системах, реже — полное название цвета, но обязательно указывают, в сколько ниток делается стежок и полным или неполным должен быть крестик на ткани.

Вопреки бытующему мнению, ключ запоминать вовсе не обязательно. Намного удобнее перенести его на нитки, классифицировав их в том же порядке, в котором они идут в ключе и таким образом получив своеобразную практическую палитру.

  • Можно приобрести специальный классификатор — держатель для ниток, на котором прописываются в том же порядке, что и в ключе символы и в дырочки рядом подвязывают кусочки соответствующих ниток (его можно сделать самому из картона с помощью дырокола). Так, видя на схеме символ, вы просто ищите его на палитре и выбираете нужную нитку.
  • Можно разложить нитки по бумажным кармашкам или маленьким пакетикам, ячейкам коробочки для рукоделия, обозначив на небольшом клочке бумаги или лицевой стороне символ, которым данный цвет кодируется на схеме. Если же такой вариант кажется вам слишком сложным, просто расположите нитки в том же порядке, в котором они идут в ключе, снабдите ярлыком с крупно прописанным номером и подбирайте цвета по номерам, каждый раз заглядывая в ключ и сверяясь с условными обозначениями.

Строчечные стежки, обводка, декоративные швы и украшения на схемах любого типа обозначаются одинаково — жирной линией, иногда пунктиром. Если обводки на вышивке много, зон, подчеркнутых и ограниченных с помощью строчечного шва немало и каждая нуждается в другом типе обводки, то линии обозначаются разными цветами или типом пунктира с приведением ключа к ним так же, как и в случае ключа с нитками.

С чего начать работу по схеме

Многие начинающие не могут разобраться, с чего начать работу и где найти начало самой схемы. Ответ прост: ищите стрелочки. Во-первых, на любой схеме есть стрелочки, которые отмечают середину схемы: все пособия и мастерицы рекомендуют вам двигаться именно от центра схемы и соответственно центра ткани. Но это вовсе не обязательное к исполнению правило. Если вам так удобнее, начните с нижнего правого или левого угла или с самой темного цвета ниток.

Помочь разобраться в схеме, создать визуальную «связь» между тканью и схемой поможет и разметка, которую можно выполнить, как прометав ткани по таким же шахматам 10 на 10 крестиков, на которые разбита схема, так и прорисовав клеточки маркером, смывающимся после контакта с водой, который можно обнаружить в любом магазине рукоделия. Таким образом при переносе схемы на ткань вы сможете ориентироваться на более «мелкие» направляющие.

Если схема большая, разбита на несколько листов-фрагментов, то на каждом из них есть «повторяющийся» фрагмент — зона, обычно затемненная до серой и обозначенная стрелочкой, которая расположена в месте стыковки отдельных частей схемы. По этой зоне, уже вышитой вами на предыдущем фрагменте, можно определить, как сочетаются друг с другом отдельные части схемы, она создана только для иллюстрации и вышивать повторно ее, конечно же, не нужно.

Схемы «для ленивых»

Сегодня все большую популярность набирает совершенно новый тип схем — уже выбитый цветной рисунок на канве или ткани, так называемые схемы «для ленивых»: чтобы вышивать такие работы, достаточно подобрать нитки и заполнять соответствующие клеточки нужными цветами.

Они прекрасно подходят для вышивки на природе или работе, для поездок и отпусков: вам не нужно будет тянуть с собой целые схемы, высчитывать, запоминать, размечать, но и недостатков у таких схем, уже выбитых на ткани есть немало:

  • во-первых, большинство клеточек на схеме при распечатке рисунка смещены и чтобы понять, каким цветом их вышить, вам придется включить воображение;
  • во-вторых, при вышивке готовых рисунков теряется волшебное ощущение создания шедевра «с нуля», которое столь любимо многими вышивальщицами.